Александр Вагенлейтер

Сайт Александра Вагенлейтера

Наш город: Заринск в новом статусе

Интервью газете «Наш город Заринск» №49(117) от 2 декабря 2015 года, в котором поделился своим виденьем по предложению властей Алтайского края создать территорию опережающего развития в границах родного города. И пояснил некоторые моменты Закона №473 от 29 декабря 2014 года.

Александр Вагенлейтер: Заринск в новом статусе

Заринск в новом статусе: прогнозы и перспективы

В рамках Дней Алтайского края в Совете Федерации власти нашего региона предложили создать территорию опережающего развития в границах моногорода Заринска. Это предложение может стать самым значимым событием в жизни нашего города за всю его 36-летнюю биографию. Сегодня мы обсуждаем тему с нашим гостем – Александром Вагенлейтером.

— Александр, Вы много лет изучаете экономику России, автор нескольких научных работ, родились и выросли в г. Заринске. Что для Вас, как для специалиста в сфере экономики, а также человека, которому дорого все, что связано с нашим городком, значат предстоящие перемены, если они, конечно, произойдут? 

— То, что Заринск нуждается в плановом поступательном развитии – это, безусловно, так. Не только нашему городу, многим российским деревням, городам и регионам жизненно необходима своя комплексная программа социального и экономического развития. Может ли такой цели служить закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»? Давайте рассмотрим, о чем этот закон и почему наш город оказался в списке претендентов на статус территории опережающего социально-экономического развития.

29 декабря 2014 года Президент РФ подписал данный закон №473, ранее принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации. Законом определяется особый правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития, меры господдержки и порядок осуществления деятельности на этих территориях. В частности предусматривается возможность привлечения и использования иностранной рабочей силы.

ТОРы будут создаваться сроком на 70 лет, и этот срок может быть продлен. В течение первых трех лет, со дня вступления закона в силу, зона действия закона ограничена регионами  Дальнего Востока, а также моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением.

Вы спросили, что лично для меня значат возможные перемены. На самом деле многое. Но обращу внимание, что о нашем городе открыто заявили на всех уровнях, как о территории, находящейся в зоне риска ухудшающих социально-экономических условий. Предложение внести Заринск в этот закон как раз свидетельствует об этом в первую очередь. А также добавлю, что у нас очень часто говорят о планируемых изменениях, как о свершившемся факте. Однако лучше не кричать о планах, а сначала сделать.

— Вы поддерживаете мнение, что в Заринске сейчас сложное социально-экономическое положение?

— На память приходят рассказы людей, которые переехали в Заринск несколько лет назад с других регионов, о том, что они выбрали наш город для жительства, как самый чистый, перспективный и развитый городок. А сегодня здесь проблемы и в повседневной жизни, и в экономике.

Наглядный пример, в последние 18 лет уменьшалась численность население города. А это один из главных индикаторов развития. Если в Ельцинскую эпоху подобная тенденция была общероссийской, то почему со временем в России в целом эта тенденция преодолена, а в Заринске сокращение населения продолжается?

— Давайте поговорим о законе. Какие Вы видите риски от действия такого закона в целом для страны и конкретно для Заринска?

— В среде общественных деятелей, в том числе политических, этот закон вызвал резонанс. Многие опасались, не превратятся ли территории опережающего развития в некие взрывоопасные этнические анклавы. Выясняли, как будет проходить изъятие земель и имущества у российских собственников, для «создания и развития» объектов инфраструктуры ТОР, в том числе для проживания на этой территории иностранных граждан? Как это будет влиять в целом на социально-экономическую и демографическую обстановку в регионе? И многое другое.

Действительно, работодатель в такой зоне может привлечь сколько угодно иностранной рабочей силы, и, если говорить не о Заринске, а о Дальнем Востоке, с которого уже начинают, то очевидно, что этой рабочей силой станут иностранцы, почасовая заработная плата которых ниже среднероссийской ставки, а дисциплина выше.

Возникают следующие вопросы: сколько привезут иностранцев на эти территории в следующие 70 лет? Сколько их здесь родиться? Будет ли Дальний Восток «нашим» через лет 100 или 200? Или, не превратиться ли все это в хищническое разбазаривание наших полезных ископаемых на благо соседней страны, олигархов?

Опасаться подобных рисков уже поздно. Процесс необходимо контролировать, и с ним предстоит работать, например, специальному уполномоченному федеральному органу и управляющим компаниям, которые будут заправлять такими территориями.

— Какие открываются возможности для Заринска?

— Создание территорий опережающего развития в России нельзя считать нововведением. В мире действует около 1500 особых экономических зон разного типа, на которых работают миллионы людей. Иностранным инвесторам они позволяют получить ряд льгот в виде упрощенной регистрации, пониженного налогообложения, долгосрочной аренды с пониженной оплатой, пониженных таможенных пошлин и даже безвизового режима.

Для российских предпринимателей могут действовать те же льготы, при условии, если их включат в специальный реестр резидентов ТОР, если они здесь зарегистрируются и заключат в соответствии с настоящим Федеральным законом специальное соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.

Как я уже сказал, для управления такой территорией создается управляющая компания – акционерное общество, сто процентов акций которого должно принадлежать Российской Федерации, или дочернее хозяйственное общество, которое создано с участием такого акционерного общества.

Если наш город включат в территорию опережающего развития, то здесь будет дополнительное развитие производственной деятельности. Причем такой, которую для нашей зоны укажет Правительство РФ в форме специального постановления.

Для указанных видов экономической деятельности будет действовать особый правовой режим. Для резидентов определят минимальный объем капитальных вложений необходимый для осуществления этой деятельности.

Выпустят специальное положение о применении или неприменении на территории таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

— Получается, что после получения специального статуса начнут изучать возможности Заринска и потом прописывать их?

— В законе предусмотрено, что предложение о создании территории опережающего социально-экономического развития вносится в Правительство РФ уполномоченным федеральным органом по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления, при условии наличия прогнозного анализа социально-экономических последствий для создания территории, в том числе прогнозной оценки динамики роста объема дополнительных доходов, поступающих в соответствующие бюджеты.

Предложение властей нашего региона в Совете Федерации создать территорию опережающего развития в границах нашего города означает, что этот вопрос в необходимой мере проработан, и, возможно, мы скоро узнаем различные детали.

Кроме того, в предварительный расчет властями берется экономико-географические характеристики ТОР, и оценка потребности в привлечении иностранных работников, с учетом ситуации на рынке труда, а также с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации.

Обязательно учитываются сведения о наличии инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест.

— Как скоро, на Ваш взгляд, это произойдет? И какие обязательства по закону возложены на федеральные и местные органы власти?

— По закону, в течение тридцати дней со дня принятия Правительством РФ постановления о такой территории, все органы власти, начиная от федеральной и заканчивая муниципальной, на территории которой создается ТОР, заключают соглашение о создании такой территории, в котором могут устанавливаться обязательства различных органов власти по передаче управляющей компании полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и объектами недвижимости, находящимися в государственной или муниципальной собственности и расположенными в на территории опережающего социально-экономического развития. А также обязательства по передаче управляющей компании в собственность или аренду таких земельных участков и объектов недвижимости.

В этом же соглашении устанавливается порядок финансирования строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры ТОР за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. А также порядок владения, пользования и распоряжения созданным имуществом.

С одной стороны, это хорошее вливание денежных средств в территорию и обеспечение объемом соответствующих работ, с другой – за счет бюджета всех уровней и внебюджетных источников будут готовить инфраструктуру для резидентов ТОР, в т.ч. иностранных граждан.

— Вы сказали, что резиденты ТОР получат льготы. Какие?

— Здесь можно выделить льготы по привлечению персонала и налоговые льготы, которые устанавливаются в этом же соглашении.

По налогам, для резидентов ТОР предусмотрено право на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС в течение 10 лет со дня получения специального статуса. Такое освобождение распространяется в отношении товаров, работ и услуг, ввозимых на ТОР для использования резидентами.

Здесь же отмечу про ускоренную амортизацию по принадлежащим им объектам амортизируемого имущества. И пониженную ставку по налогу на прибыль. Будет нулевая ставка налога, уплачиваемая в федеральный бюджет на период 10 лет, вместо стандартных 2%. И пониженная ставка налога, уплачиваемого в бюджеты субъектов РФ, вместо стандартных 18%, в течение первых 10 лет ставка не выше 5%, затем не более 10% без ограничения срока.

Кроме того, освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение 10 лет. И применение пониженных тарифов страховых взносов для работодателей, 7,6% вместо стандартных 30%.

Для резидентов ТОР – это предпринимательский рай.

— Вы сказали, что предложение властей нашего региона в Совете Федерации создать ТОР в границах нашего города означает, что данный вопрос прорабатывался с возможными инвесторами, планирующими работать на данной территории. Что-то уже о них известно?

— Можно предположить о группе компаний «Русская кожа», которая еще раньше объявляла, что готова построить и запустить в Заринске кожевенное производство с общим объемом инвестиций в 1 млрд. рублей.

Говорили и о размещении в Заринске производства кожгалантерейных изделий и обуви, о создании мебельной фабрики, колцентра, предприятия по переработке отходов древесины, производстве облицовочного керамического кирпича.

В качестве земельных инвестиционных площадок, презентовали два огромных участка между «Алтай-коксом» и городом и за заводом, площадью 402,4 и 67,4 Га.

Не удивлюсь, если у нас появятся заводы с различными производствами, где будут трудиться в том числе иностранные рабочие. Но, повторюсь, подробные детали мы обязательно узнаем, при условии принятия Правительством РФ соответствующего решения.

— Как это в целом отразиться на экономике? И особенно на местном бизнесе?

— Сомневаюсь, но надеюсь, что положительно. В масштабе всей экономики это будет значительно зависеть от контроля и качества работ со стороны уполномоченного федерального органа и управляющей компании.

Недавно я защитил выпускную работу по программе MBA, в которой описал взаимодействие малого и среднего бизнеса с крупными российскими компания, в том числе с государственными. Опирался на различные источники, на свой личный опыт. Так вот, реалии бизнеса современной России показывают, что прямые экономические интересы российских корпораций деформированы. Это особенно видно при взаимодействии бизнеса с государственными корпорациями. Малому и среднему бизнесу приходиться подстраиваться под корпорации со своими интересами, под высший менеджмент корпораций, у которых свои интересы, под менеджеров среднего звена, снабженцев и т.д., у которых своя система ценностей и система координат по ценностям.

В случае с территориями опережающего развития порядок цифр может быть значительно выше. Насколько эффективными будут уполномоченный орган и управляющие компании, и чьи интересы здесь будут преобладать, я не могу сказать однозначно. Но если сравнить с прошлыми результатами, о России шутят так, что на один сворованный из бюджета рубль, десять теряют или бездарно тратят. Хотя может быть и больше, так как подобное положение вещей однозначно тормозит различные возможности и значительно ухудшает жизнь большинства граждан.

Местный бизнес может взаимодействовать с управляющей компанией, которая на таких территориях выступает в качестве застройщика объектов инфраструктуры ТОР. Также может взаимодействовать с резидентами, предоставляя различную продукцию или услуги, напрямую или через управляющую компанию. В остальном пока не понятно, как на одной территории будут конкурировать предприятия входящие в ТОР и нет, например, по кадровой политике.

В завершении скажу, что, отвечая на Ваши вопросы, я делал подобные вставки, чтобы все мы внимательно мониторили данные процессы и делали правильные выводы. Такие вопросы без широкого общественного обсуждения не должны приниматься. Поэтому я предлагаю начать широкое обсуждение в СМИ и интернете предложенных проектов и считаю первым шагом мое интервью.

О собеседнике

Александр Вагенлейтер родился в Алтайском крае в г. Бийске в 1979 г. Женат, отец троих детей. С 1980 г. проживал в Заринске. В 1996 г. окончил школу и поступил в Алтайский государственный технический университет. После окончания университета в 2002 г. начал работать на предприятиях Заринска в сфере энергетике. В 2011 г. переведен в Барнаул, однако продолжает иметь деловые контакты с заринскими предприятиями. Постоянно расширяет базовое образование и профессиональный уровень. Закончил различные учебные заведения, в том числе Президентскую программу подготовки управленческих кадров по специализациям «Стратегический менеджмент и управление развитием», и «Управление персоналом». Член комитета по антимонопольной политике и тарифам при НП «Алтайский союз предпринимателей». Автор ряда научных работ. Отмечен благодарственными письмами и грамотами, а также почетной грамотой Администрации г. Заринска в 2010 г. Лауреат конкурса «Лучший выпускник Президентской программы подготовки управленческих кадров 2014»

Наталья МАЙБУРОВА

Скачать текст pdf

Похожие записи:


Понравилась запись? Поделитесь ею в соцсетях!

Post a comment